Районный семинар-практикум «Марафон функциональной грамотности»
3 марта 2022 года состоялся семинар-практикум «Марафон функциональной грамотности» для учителей общеобразовательных учреждений Надеждинского муниципального района на базе МБОУ СОШ № 6 п. Новый.
Работа семинара была направлена на обмен опытом и анализ эффективности приёмов и способов формирования функциональной грамотности обучающихся, применяемых учителями-предметниками на уроках и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы состоялась демонстрация приемов формирования функциональной грамотности и формирование функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся 5-11 классов. А также был продемонстрирован опыт урочной и внеурочной деятельности в начальной школе МБОУ СОШ 1 имени А.А. Курбаева (Сидненко В.В.) и МБОУ СОШ № 5 п. Тавричанка (Коваленко А. Ю.).
Учитель математики Каменская Н. Н. МБОУ СОШ № 7 с. Прохладное продемонстрировала собственно разработанные задания по математической грамотности (Применения темы «Площади фигур» в реальной жизни).
Так же были представлены работы учителей МБОУ СОШ 1 имени А.А. Курбаева (Пентяшкина Т.П.), МБОУ СОШ № 5 п. Тавричанка (Хатунцева Т.Ю.), МБОУ СОШ № 7 с.Прохладное (Караваева Н.В.), МБОУ СОШ № 9 с. Кипарисово (Чибиряк И.И.), МБОУ СОШ № 11 п. Оленевод (Абрамович Т.В.).
Портал "Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности"
Марафон «Функциональной грамотность – 2023»
В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь».
Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотной личности. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Задача школы – научить учиться, а не просто дать готовые знания или готовую информацию.
Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой деятельностью.
С целью презентации опыта работы по формированию функциональной грамотности школьников 10 февраля 2023 года на базе МБОУ СОШ № 6 п. Новый для педагогов Надеждинского муниципального района был проведен марафон «Функциональной грамотность – 2023». В работе марафона приняли участие 15 педагогов школ Надеждинского муниципального района.
Открыла марафон, начальник информационно-методического отдела Управления образования администрации Надеждинского муниципального района Бесчастнова В.А., отметив актуальность темы и необходимость в обмене опытом педагогов. Марафон «Функциональная грамотность» является ежегодным мероприятием в муниципалитете.
Участников семинара приветствовали:
- Казак Екатерина Геннадьевна, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАУ ДПО ПК ИРО;
- Скобенко Михаил Эдуардович, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 6 п. Новый Надеждинского района.
В рамках марафона учителя школ представили опыт работы по формированию функциональной грамотности школьников на открытых уроках с 31.01-3.02.2023:
- Открытый урок по математики на тему: «Практико-ориентированные задачи», 11 класс (Какурин А.М., МБОУ СОШ № 6 п.Новый);
- Открытый урок по литературному чтению на тему: «Формирование читательской грамотности школьников на уроках в начальной школе», 2 класс (Музычук Е.В., МБОУ СОШ № 3 п. Раздольное);
- Открытый урок по химии на тему: «Вычисление с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса», 8 класс (Козырина О.О., МБОУ СОШ № 7 с. Прохладное);
- Открытый урок по геометрии на тему: «Подобие треугольников», 3 класс (Завгородняя И.В., МБОУ СОШ № 4 имени В.Н. Косова)
- Открытый урок по литературному чтению на тему: «Формирование читательской грамотности школьников на уроках в начальной школе», 2 класс (Колесник Л.В.., МБОУ СОШ № 5 п. Тавричанка).
10.02.2023 свой опыт представили:
ОО |
ФИО, должность |
Название доклада |
МБОУ СОШ № 1 имени А.А. Курбаева |
Медведева Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы Гоменюк Ирина Аркадьевна, учитель начальных классов Змитрович Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы |
Читательская грамотность. РISA-2022 |
МБОУ СОШ № 2 п.Раздольное |
Коваль Светлана Анатольевна учитель химии и биологии |
Естественнонаучная грамотность в рамках предмета химии» |
МБОУ СОШ № 3 п.Раздольное |
Музычук Евгения Владимировна, учитель начальных классов |
Формирование читательской грамотности школьников на уроках в начальной школе |
МБОУ СОШ № 4 имени В.Н. Косова |
Беловодченко Светлана Викторовна, учитель начальных классов |
Окружающий мир «Органы человека» |
МБОУ СОШ № 5 п.Тавричанка |
Коваленко Анна Юрьевна, учитель начальных классов |
Формирование ФГ младших школьников на уроках в начальной школе |
МБОУ СОШ № 6 п. Новый |
Журавлева Ольга Викторовна, учитель математики |
Функциональная грамотность: от отрицания к применению |
МБОУ СОШ № 7 с.Прохладное |
Куприкова Евгения Владимировна, учитель начальных классов |
Математика. занятие по финансовой грамотности на тему «Личные деньги» в рамках темы по ООП «Умножение на числа оканчивающихся нулями» |
МБОУ ООШ № 8 с.Нежино |
Базалий Юлия Викторовна, учитель начальных классов |
Формирование математической грамотности во внеурочное время |
МБОУ СОШ № 10 п.Раздольное |
Лабанова Елена Геннадьевна, учитель истории |
Формирование функциональной грамотности на уроках истории (из опыта работы). |
МБОУ СОШ № 11 п.Оленевод |
Абрамович Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы |
Читательская грамотность на уроках русского языка и литературы |
Подводя итоги, участники марафона отметили высокую практическую значимость мероприятий, проведенных в рамках марафона.
Управление образования Надеждинского муниципального района. Приказ №236-а от 03.10.2022 "О создании методической группы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в Надеждинском муниципальном районе."
Управление образования администрации Надеждинского муниципального района. Приказ №273-а от 29.09.2021 года п.Новый "О назначении муниципального координатора по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в Надеждинском муниципальном районе"
Управление образования администрации Надеждинского муниципального района. Приказ №264/1-а от 20.09.2021 года п.Новый "Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Надеждинского района, на 2021/2022 учебный год"
Министерство Образования Приморского края. Приказ №1250-а от 17.09.2021 "Об утверждении регионального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Приморского края, на 2021/2022 учебный год"